1. Представление собственного инновационного педагогического опыта
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА |
|||
|
|||
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес |
Должность |
Стаж работы в должности |
Куракина Елена Вячеславовна |
МБООДО «Дом детского творчества» Ельниковского района РМ, пл.1 Мая, д.6 |
Педагог дополнительного образования (по совместительству) |
17 лет |
II. Сущностные характеристики опыта |
|||
Тема инновационного опыта |
Формирование целостной, духовно- нравственной, гармонично развитой личности в процессе обучения искусству народного танца. |
||
1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость) |
Сейчас на телевидении, радио – засилье иностранных культур, а интерес к русскому народному творчеству падает, особенно среди молодежи. Существует опасность вырастить поколение «Иванов, не помнящих родства», без национальных корней. Невероятно сложные задачи ставит перед нашим обществом время. Длинное, долгое, негармоничное развитие приводит к острому дефициту духовной культуры. Трезвый анализ убеждает, что перестраивать уже сложившиеся начала мучительно трудно, гораздо надежнее закладывать новые основы духовной культуры с детства. И начинать этот процесс обновления надо с закладки эстетических ценностей. Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением, требует новые формы и методы воспитания и обучения, такие, которые отвечают настоящему времени: воспитание личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения, обладающих самостоятельностью при выборе видов деятельности и умеющих выразить свой замысел в творческой деятельности. Танец сочетает в себе средства музыкального, пластического, нравственно-эстетического развития и образования, а так же эффективен, как развивающее средство. Задача педагога хореографии - культивировать человеческую личность, дать ей опору, чтобы стала она уверенной в себе и счастливой. |
||
2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов) |
Мой инновационный опыт представляет собой применение комплексного способа разучивания танцевальных комбинаций на основе приема «от простого к сложному» для развития танцевальных способностей воспитанников. Данный способ включает: - визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями на основе видеоматериала, просмотр идеальных образцов танцевальной культуры); - теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений с учетом возрастных особенностей детей); - практический компонент (разучивание и проработка элементов танцевальной комбинации, закрепление путем многократного повторения, тренировка мышечной памяти; на практических занятиях использую видеосъемку, для работы на следующем этапе); - рефлексивный компонент (предполагает обращение к видеозаписи практических занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы; также дается установка на домашнее задание, мысленный повтор разученных комбинаций). |
||
3. Наличие теоретической базы опыта |
1.Теория В.М.Бехтерева о творчество. «Для всякого творчества необходима та или иная степень одаренности и соответственное воспитание, созидающее навыки в работе. Последнее развивает склонность в сторону выявления природных дарований, благодаря чему в конце возникает почти непреодолимое стремление». 2. Теория Б.М. Теплова о роли способностей у человека. Он считал, что они не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество и т. п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности. 3. Образовательные программы: «Волшебный мир танца», «Звонкие голоса». 4. Статьи из журнала «Дополнительное образование», специализированные журналы и пособия. |
||
4.Ведущая педагогическая идея |
Ведущей идеей опыта является возрождение и развитие духовного наследия через занятия народным танцем, русским народным творчеством. Любить народный танец, народную музыку – значит любить Родину, ее историю. Народный танец пропагандирует силу, мужество, удаль, благородство парней, скромность, красоту девушек, светлые, чистые отношения между ними. Погружаясь в мир танца, ребята познают нравственную чистоту, красоту народного творчества и сами совершенствуются духовно. Прикосновение к народному танцу пробуждает интерес к истории родного края. |
||
5. Оптимальность и эффективность средств |
Методика проведения занятий в танцевальном коллективе доступна и эффективна. Важным фактором успешного обучения является органичное слияние преподнесения теоретической информации с её практическим усвоением. |
||
6. Результативность опыта |
- Основной результат моей педагогической деятельности заключается в «успешности» моих воспитанников. - В ходе реализации инновационного проекта удалось добиться 100-процентного сохранения контингента воспитанников. - Создана атмосфера доверительности и творческого сотрудничества, способствующая личностному самовыражению воспитанников, - Активизировались познавательная и творческая деятельность учащихся, способность и потребность рефлектировать. - Эффективно используется учебное время на занятиях, повышается интерес детей к занятиям народными танцами, к творческой работе. - Танцевальные коллективы являются активными участниками концертов, фестивалей и творческих конкурсов разного уровня. |
Формирование целостной, духовно- нравственной, гармонично развитой личности в процессе обучения искусству народного танца
Существенное влияние на становление личности ребенка оказывают разнообразные средства воспитания, которые использует учитель в ходе реализации образовательной программы.
Природа и общество имеют принципиально важное значение для формирования в сознании учащихся целостной картины мира. Интегрированный характер представлений о человеке, его взаимоотношениях с природой, социальной средой и деятельности в ней позволяет, во-первых, обогащать эмоциональный мир ребенка, раскрывая многообразие явлений и отношений окружающей действительности; во-вторых, формировать этико-нравственную культуру ребенка.
Неотъемлемой частью воспитания школьника на современном этапе является идеал человека, носителя и хранителя русской культуры. Именно такой идеал складывался и совершенствовался веками.
В своей работе для достижения цели всестороннего развития ребенка я ставлю следующие задачи:
Обучающие - овладение ребенком основами народного танца: организация постановочной и концертной деятельности, обучение выразительному исполнению народного танца.
Воспитывающие - создание дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности и условий для общения, формирование художественного вкуса и эстетических наклонностей в выборе своего имиджа, культуры эмпатического общения.
Развивающие - развитие у детей способности к самостоятельной и коллективной деятельности, развитие творческой инициативы и способности к самовыражению в танце.
Необходимо привить детям любовь к культуре, так как новое поколение все дальше и дальше уходит от народных традиций. А для того, что бы воспитать патриота, человека культурно развитого и знающего культуру и традиции своей страны, необходимо с малых лет приучать к традициям, к красоте своей родины и культуре своего народа. Народный танец помогает окунуться в красоту народного творчества. Без народных танцев не обходится ни один народный праздник. Национальные традиции, любовь к родине, эстетическое воспитание, культура – вот то самое главное, что необходимо обучить педагогу своих учеников.
Как педагог, свою задачу я вижу в том, чтобы в условиях сельского учреждения дополнительного образования детей выявить и развить личностные возможности и способности каждого ученика, обеспечить условия для их реализации, повысить духовный и культурный уровень. Я стараюсь помогать учащимся раскрыть творческие способности, организовать общение между сверстниками, адаптироваться в социуме, создавать формы культурной активности.
Хореографический кружок народного танца успешно решает задачи развития личности ученика через возрождение духовности и культуры, учит видеть мир, чувствовать прекрасное, приобщает к национальным истокам, формирует чувства гордости за достижения народов, проживающих на территории Мордовии. Развивая ребенка в этнокультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.
Район наш многонационален, в нем дружно проживают и чтят свои традиции как русские, так и мордва и татары, поэтому под моим руководством воспитанники обучаются основам танцевального искусства русских, мордовских, татарских народных танцев,
Танец - это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.
Русский народный танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. В ходе развития общества народный танец приобрёл большее самостоятельное значение, стал одной из форм эстетического воспитания. Народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием. Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные пляски солистов, лихие переплясы и так далее говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции.
Мордовский народный танец олицетворяет собой веками накопленные непреходящие ценности, музыкальный опыт и национально-своеобразный язык мордовского народа посредством танцевального творчества. Мордовский народный танец - органичная часть мордовской культуры в целом. Он обладает социальной функцией и способствует комплексному воздействию на личность - духовному, нравственному, эстетическому, так как несет в себе общечеловеческие эмоции и нравственные ценности. С другой стороны, данное искусство несет в себе национальное своеобразие, которое проявляется в национальном характере, языке, этническом самосознании, национальном мировоззрении.
Народный танец – особый феномен культуры, сложившийся на базе народных традиций. Поэтому для формирования комплексного представления о народном танце необходимо рассматривать не только его происхождение, генезис, прошлое и настоящее, но и ту уникальную духовную ауру, которая складывается исторически и характеризует жизнь этноса. Изучение мордовского танца в полной мере подтверждает эту мысль.
Татарские танцы это та неотъемлемая часть наследства, перед которой ни один человек не удержится, и не станет смотреть сидя со стороны. Вspan style= этих танцах девушки подчеркивают свою нежность, показывают грацию. Парни во всю демонстрируют мужество, быстроту и силу.
Благородством и достоинством, нежностью и смелостью, мудростью и глубокой человечностью покоряют народные татарские танцы. Возникнув в глубокой древности, они прошли большой исторический путь, вбирая в себя и отражая достижения народа в его трудовой деятельности, мышлении, в его борьбе за светлое будущее.
Татарские танцы - это сочные жанровые картинки из народного быта, полные теплоты и юмора, часто насыщенные комедийными эпизодами. Они очаровывают эмоциональной живостью, непосредственностью, лирической проникновенностью.
Народный танец как особый вид художественного творчества, обладает яркой спецификой, опирается на традиции и носит коллективный характер. Он синкретичен по своей природе, поэтому связан с декоративно-прикладным, словесным, музыкальным и театральным творчеством.
Воспитание всесторонне развитого ребенка средствами народного танца и народного творчества во всех его проявлениях: - эстетическое развитие - развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме - развитие индивидуальных возможностей и творческих способностей детей - воспитание самодостаточного человека, патриота на основе любви к народной культуре, народному танцевальному творчеству.